4. Механизм компьютерной игровой зависимости и азартных игр.
Понятия, механизм зависимости, признаки, причины и предрасположенность:
-Необходимо разделить понятие - простое увлечение и страсть, которая мешает жить зависимому и его окружающим.
-Признаки по разным классификациям: злоупотребление временем и здоровьем ради игры, урезание сна и режима жизни в целом. Вспыльчивость, финансовые расходы, отсутствие плана на начало - окончание сеанса игры, ущерб рабочим временем. Неспособность прекратить игру после большого выигрыша или проигрыша. Беспокойства, нарушение концентрации внимания и настроения. Низкая способность сопротивления соблазну, предпринимая попытки контроля своего пристрастия, при допустимой малейшей провокации и возможности играть. Беспокойство при попытке играть меньше или полностью отказа от игры. Продолжает рисковать на повышенных ставках, чтобы не терять остроты ощущений. Скрывает от себя и от других степень вовлеченности. Перекладывает проблемы на других, ставит под угрозу отношения с близкими, учебу и работу. В тяжелом случае потеря контроля над собственным поведением, независимо от того компьютерные это игры, или тотализатор, автоматы и прочее.
-У женщин чаще сопутствует депрессивное расстройство с игровой зависимостью, а у мужчин - алкоголизм, возникают комбинированные формы аддиктивного поведения, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы, трудности отношений в обществе. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии.
-Причины и предрасположенность: склонность к одиночеству и депрессии, неудовлетворенность внешними достижениями, уход от проблем как самозащита от разных раздражителей.
-События в игре не прерывны, разнообразны, зависимость особенно выражена в онлайн играх, поскольку это смысл и общения и само утверждения игроков. Хоть и с персонифицированными, но живыми людьми, разнообразием их действий, непредсказуемостью - как отдельным миром. Так реальный мир подменяется виртуальным, но все связанные успехи, эмоции на уровне биохимии в мозгу равносильны, это и есть обман по сути в своем корне, то есть дело отношении игрока к игре - переживании как победы, так и поражения, и собственно самого участия. Но если он обратит внимание на этот объект удовльствия со стороны, что это все гольшь игрушка, а не часть - весь смысл или образ жизни, и просто маркетинговый продукт с целью получения прибыли и подсаживанию на эту иглу, то игроку будет легче жить, он будет спокойнее отрываться от игры, или вовсе от нее откажется, заменит вредную привычку и бесполезную трату времени на полезную.
-Цикличность фаз по В. В. Зайцеву и А. Ф. Шайдулину: "Фаза воздержания от игры", в связи с отсутствием денег-возможности; "Фаза фантазий" - предвкушение победы, вытисняя эпизоды и возможность проигрыша. "Фаза нарастания эмоционального напряжения", временная замена другой активностью, влечения к чему-то другому приятному. "Фаза принятия решения" - решение снова играть, либо по тщательной подготовке - чтобы надежнее выиграть, либо после пробной попытки в желании отыграться. "Фаза вытеснения принятого решения" - иллюзия контроля над собой, особенно при наличии большой суммы денег, при увеличении экономического статуса положение провоцирует игровой срыв, якобы для отдыха. "Фаза реализации принятого решения" - эмоциональное возбуждение о предстоящей игре, несмотря на конструктивные возражения в сознании, игра не прекращается пока не проигрываются все деньги, затем весь цикл после воздержания повторяется.
-Ошибки мышления игромана по В. В. Зайцеву и А. Ф. Шайдулина: ошибки формируют иррациональные установки игроманов. Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».
-К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения: Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми. Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой. Замещение мыслей о контроле над собственным будущим фантазиями о выигрыше.
-К тактическим ошибкам мышления относятся: Вера в выигрышный - фартовый - день. Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре. Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть. Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть. Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег. Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее. Представление о ставках как о сделках.
-Цель производителей компьютерных игр:
Посадить на компьютерную иглу, например такие бизнес модели и сами алгоритмы игры (настольные, азартные) - вынуждающие платить - если хочешь играть и не хочешь проигрывать. выраженные в постоянной покупке игровых артефактов - оружия/магии/золотых монет/дополнительных игровых карт для удобства игроку и фактически передача за реальные деньги игровых преимуществ перед другими участниками игры. Помимо этого производитель непроизвольно вынуждает игрока докупать обновления/ дополнения/ премиум акаунты, поскольку большинство игроков следуют этим тенденциям - играют в последние и расширенные версии, а также турниры проводятся часто по более актуальным - новым сериям игры.
-Также подкрепляют мотивацией игроков в поиске всех секреток, собирании-достижении всех бонусов в системе наград, создания собственных персонажей, роста игровых возможностей по мере повышения статуса и поощрений, наличие собственного мира, отсутствие ответственности, возможность корректировки ошибок, возможность принятия самостоятельного решения в пределах правил.
-Это подстегивает на постоянную игру - следовательно зависимость, особенно когда механизм связан на нейронной биохимической связи через дофамин - мотивацию в получении якобы счастья и центра подкрепления. Необходимость осознания проблемы самим игроманом, замена полезными привычками, установка новых ценностей и воспитание воли приведет к более простому отказу от игры и меньшей зависимости, либо полностью игнорированию игр и занятием себя чем- то полезным. Даже если игрок не получает награды, достаточно ее обещания, плюс страх ее потери, этого вполне достаточно для удержания игрока на игровой игле.
-Если хочется завязать:
Логика следующая, если игра мешает жить, нужно уменьшить ее влияние или вовсе исключить: по сути воспринимать надо это как болезнь для начала, которую надо по своему и лечить. Куда полезнее для этого человека не играть вовсе, чем играть во что-либо и сколько- либо, даже чуть- чуть. А если хочется найти альтернативу развитию стратегического мышления - что пригодится для жизни, работы, взаимоотношений и прочее, то эффективнее будет прочитать книги по этой теме например "36 Стратагем". Если хочется увеличить реакцию - полезно и приятно - настольный теннис. Если хочется общения - то лучше чем живая компания не придумаешь, с приятными обстоятельствами - тем более. Если хочется посоревноваться умом или силой, есть соответствующие клубы, занятия, сообщества, соревнования в том числе любительские, найти свое можно, раскрыть свой потенциал и есть куда деть свою энергию без какой-либо зависимости. По сути, игроману полезнее вообще ничего не делать, просто сидеть и не о чем не думать, чем играть, так хоть не будет вреда ни кому, не себе, не финансам, не здоровью, не взаимоотношением, не будет ущерба сну/работе/учебе. Если он это поймет, ему будет проще относится к своей слабости, главное начать признавать это - что она слабость.
-Другое умозаключение, чтобы избавиться от зависимости или ее на порядок снизить: нужно себе сказать: " Если ты собираешься этим по жизни заниматься - то есть на этом зарабатывать, аналогично перерастанию хобби в работу, где нужно с головой окунуться в дело, со всеми научными подходами, обучением, затратами сил - времени чтобы был результат оправданный затратам, и быть среди лучших, то тогда есть смысл продолжать, если это смысл жизни. Если такой цели нет, то зачем тогда воспринимать близко к сердцу эту игру, как проигрыши так и поражения, поэтому до этого пристрастия не должно быть никакого дела. "
-Необходимо понять, что выработка эндорфинов, дофамина - гормонов радости и мотивации, как поощрение мозга, вырабатываются пропорционально какой- либо победе или возможности ее получения, а виртуальные достижения обманывают человека на уровне физиологии, вызывая зависимость, как от наркотиков. Игровая зависимость- она же лудомания - страсть к азартным играм, игра на деньги, связана с химическими процессами в мозгу, тех же стимуляторов удовольствия и жажды легких денег. Игра отвлекает от повседневных проблем и рассматривается игроманом как отдых, а возможность легкого заработка - как возможность "халявы" подработки умом. Развивается также зависимость - аддикция, когда после нескольких неудач, проявляется иррациональное мышление, что нужно продолжать и продолжать, все когда-нибудь окупится, а на это и расчет алгоритмов азартных игр + статистика, расчет вероятностей заложен в самих правилах игры. Чем раньше человек это поймет, тем больше останется в сохранности у него материальных и моральных благ. Эти же умозаключения относится и к электронным биржам, покер - румам, любым лотереям, различных случайных выигрышей - только получить их якобы можно после оплаты и другой прочий лохотрон.